Формирование и распределение прибыли торгового предприятия

В условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования предоставляется экономическая свобода предприятиям, как основным звеньям экономики, что расширяет возможности их деятельности. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде, что предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий. Одним из основных требований успешного функционирования предприятий является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Основная задача торгового предприятия - закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Прибыль является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, пополнения государственного и местного бюджетов.

Обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Итак, прибыль - это основной многозначный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Однако получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т.п. С другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, что позволяет рассматривать прибыль как постоянное явление в экономике, играющее огромную стимулирующую роль. Представляется важным подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других, а угроза убытков безусловно является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль. Для успешного функционирования предприятия проблемы прибыли очень актуальны. В связи с этим вопросы исследования особенностей формирования прибыли в торговле с целью выявления резервов для ее повышения и эффективного распределения приобретают исключительно важное значение.

Цель дипломной работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.

Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:

а) исследование экономической сущности и видов прибыли;

б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;

в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;

г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;

д) планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия на основе выявленных резервов в управлении процессами формирования и распределения прибыли. Объектом исследования выбрано коммерческое предприятие розничной торговли «Яна», специализирующееся на продаже часов.

Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия по формированию и распределению прибыли.

Анализ прибыли исследуемого торгового предприятия был осуществлен на основе методики, представленной в работе «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», автором которой является Л.И. Кравченко. В данном труде особое внимание уделяется выявлению, изучению и мобилизации резервов экономического роста предприятий, повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Методикам комплексной увязки прибыли торгового предприятия с основными показателями его деятельности, используемым в данной дипломной работе, широкое место отводит А.Н. Соломатин в своей работе «Экономика и организация деятельности торгового предприятия». Среди других авторов, уделяющих в своих научных трудах внимание вопросам анализа прибыли предприятия, можно назвать Г.В. Савицкую («Анализ хозяйственной деятельности предприятия»), В.А. Чернова («Экономический анализ») и др.

Также использованы публикации журналов «Справочник руководителя торгового предприятия», «Часовой гид», статистические и аналитические данные торгового предприятия. Структурно работа состоит из трех частей. В первой главе рассмотрены теоретические основы понятия прибыли предприятия, изучены факторы, влияющие на ее изменения. Во второй части проводится анализ прибыли предприятия и дается оценка эффективности управления формированием и распределением прибыли. Третья часть посвящена разработке планирования дальнейшего развития торгового предприятия на основе выявленных резервов по управлению процессами формирования и распределения прибыли.

    Другие статьи

    Внутриотраслевые и межотраслевые связи предприятий
    Состояние промышленного комплекса России после десятилетнего периода его реформирования характеризуется сложными и противоречивыми тенденциями. С одной стороны, усиливается действие рыночных регуляторов, меняется экономическое поведение товаропроизводителей, сущес ...