Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как оно имеет определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и местный опыт развития малого предпринимательства, можно отметить на следующие его преимущества:

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

гибкость и оперативность в принятии решений;

относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечалось, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капитало-вложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных рынках), часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников.

Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия, по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний;

недостатки в управлении собственным делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Частыми причинами банкротства фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере «взросления». Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины.

В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На «живучести» малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то проявляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.

Однако в силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.

Другие статьи

Влияние техники и технологии на экономику ЧАО Харьковский коксовый завод
Данный отчет содержит информацию, полученную в результате прохождения технологической практики на ЧАО «Харьковский коксовый завод», об экономической деятельности предприятия. Целью составления данного отчета является определение влияния техники и технологии на ...