Структурная схема экономики предприятия

Экономика предприятия, как и любая наука, опирается на комплексные и слагаемые теории. Среди них: теория фирмы, теория производства и издержек, теория поведения предприятия на рынках и теория принятия решений (теория альтернативного выбора). Любая теория, в том числе и теория фирмы, упрощает реальность, делая предположения, выделяя ограничения, в рамках которых принимаются решения, делаются выводы [7, с.32].

Микроэкономическую теорию (экономическую теорию на уровне предприятия, отрасли) можно назвать "теорией цен", поскольку она объясняет, как цены определяются, назначаются, устанавливаются, как влияют на решения предприятия.

Экономика предприятия изучает объективные экономические законы и закономерности ведения хозяйствования, включает широкий спектр управленческих, организационных, технико-экономических и информационных проблем, форм, методов и правил рационального использования ресурсов с целью создания и распределения материальных и духовных благ, без которых не может обходиться как отдельный индивид, так и общество в целом.

Если экономика в целом представляет собой фундамент, на котором покоятся все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения людей, то ее основным звеном или ядром являются предприятия (фирмы), где производятся все материальные блага [17, с.3].

Представим схематически взаимосвязь отдельных видов деятельности предприятия и их экономическая сущность.

Деятельность предприятия как комплексное, сложное понятие, включающее в себя несколько видов деятельности, охарактеризована видными отечественными экономистами-теоретиками (И. Липсицем, Е. Борисовым и др.). Выделим главное, что объединяет различные виды деятельности [17, с.33].

Основная производственная деятельность предприятия определяет ту сферу, индустрию, отрасль, в которой предприятие работает, и всегда связана с миссией предприятия, с производством продукции. Вспомогательная деятельность дополняет основную, не зависит от предназначения предприятия, его профиля, может периодически возникать и затухать.

Маркетинговая деятельность - это особый вид деятельности, предшествующий и завершающий производственную деятельность и связывающий предприятие с рынком готовой продукции.

Инвестиционная деятельность предприятия связана с созданием средств производства, тех средств труда и предметов труда, с помощью которых будет производиться продукция, т.е. осуществляться производственная деятельность. Производственная деятельность, в свою очередь, включает снабжение, само производство и сбыт (реализацию) продукции. Этот вид деятельности определяет издержки производства, его прибыль от реализации и другие показатели.

Финансовая деятельность предприятия направлена на обеспечение всех других видов деятельности финансами (денежными средствами), чтобы получить расширенное воспроизводство и иметь возможность (финансовую) реагировать на изменения внешней среды, на изменение цен, спроса на готовую продукцию и т.д.

Инновационная деятельность связана с внедрением новаций (новшеств) в разные виды деятельности предприятия.

Любая деятельность предприятия начинается с управленческой деятельности (с принятия решения, выбора), в которой практически проигрывается, просматривается, просчитывается, сравнивается, выбирается и т.д. то, что должно потом осуществляться, т.е. выбор или решение предшествует самому делу, поскольку дело (бизнес) осуществляется в изменяющейся, трудно предсказуемой среде. Чем больше временной и пространственный охват этой среды, тем точнее можно уловить изменения в будущем, чтобы текущая деятельность в этом будущем была успешной.

Управление средствами производства и издержками производства связано со всеми видами деятельности предприятия, в том числе со стратегической деятельностью (целевой долгосрочной) предприятия.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Исследование ценовой политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию
Актуальность исследования обусловлена тем, что цены, находясь в тесной взаимосвязи с маркетингом, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. От них во многом зависит достижение коммерческих результатов. Верная или ошибочная ценовая политика ок ...