Государственное антициклическое регулирование

Как мы уже знаем, существуют различные взгляды на причины циклических колебаний. Отсюда и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительные различия взглядов и расстановки акцентов при выработке антициклической политики, мы все же можем говорить о том, что все концепции антициклического регулирования тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсеанскому или неоконсервативному. Первое из них ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.

Признаки

Нейкейнсианство

Неоконсерватизм

Ориентация

На спрос

На предложение

Цели

Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)

Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика)

Приоритеты регулирования

Налогово-бюджетная политика Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика Налогово-бюджетная политика

Оценка роли государства

Поощрение

Ограничение

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Существует общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные и в комплексе ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете и производства.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика так называемых дешевых денег. На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Рыночные экономические системы, их характеристика
Тема курсовой работы «Рыночные экономические системы, их характеристика» выбрана не случайно: в наше время вопросы рыночной экономики актуальны, так как на протяжении многих лет наша страна была закрыта для международных отношений. Сейчас наша страна вышла на н ...