Понятие прибыли как экономической категории

Французский экономист Жан Батист Сей считал, что подлинная величина прибыли может быть установлена только за период от начального баланса до баланса ликвидационного. Опираясь на это утверждение, позднее было выведено правило: прибыль предприятия есть разница между средствами, полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия. Дальнейшие исследователи пришли к выводу о необходимости разграничения в учете двух базовых позиций глобальной прибыли: от реализации и от изменения цен на имущество и его оценки.

Во всех определениях прибыли в экономической литературе, подчеркивается тот факт, что прибыль подсчитывается как избыток над затратами по производству продукции, как приращение первоначально авансированной стоимости. Хотя главным источником прибыли является продукт, связь между ними не прямая, а опосредованная движением созданного продукта через фазы общественного воспроизводства. В фазе производства на величину прибыли влияют условия хозяйствования товаропроизводителя, в сфере обращения - состояние рынка, диктующее цены на продаваемые товары, материалы.

Среди российских экономистов следует отметить психологическую и инновационную теорию прибыли Йозефа Шумпетера, рассматривающего прибыль как результат внедрения в производственную практику изобретений технических передовых методов производства. Тогда источником прибыли является вознаграждение за предпринимательскую деятельность, однако оно не постоянно и в конечном счете исчезает [6, С.54]. Теория интеллектуального труда Г.А. Ярина отмечает прибыль как результат прошлого труда владельцев (собственников) средств производства [7, С.63].

В настоящее время исследования содержания прибыли далеко не завершены и проводятся на двух уровнях: микроэкономическом (анализ формирования прибыли на уровне предприятия) и макроэкономическом (на уровне экономики в целом, анализ роли прибыли в доходе страны). Таким образом, прибыль, с одной стороны - суть экономическая категория, научная абстракция, выражающая определенные производственные экономические отношения, с другой стороны - это часть стоимости совокупного национального продукта (ВНП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта).

Если в самом общем виде прибыль выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая распределяется через общественные фонды потребления и не включается в себестоимость. То в реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов, выгод.

Прибыль имеет свои экономические границы и законы формирования, обусловленные ее местом и ролью в системе общественного воспроизводства, соотношения с прибавочным продуктом.

Действительно, трудно переоценить значение прибыли в общей системе стоимостных инструментов управления предприятием. Это обусловлено тем, что «… прибыль - это основной оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования» [8, С.223]. Общая экономическая теория определяет роль прибыли в экономике так: «В реальной действительности прибыль - конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы» [9, С.194].

В условиях рынка ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности. Прибыль - основной источник собственного капитала организации и форма распределения национального дохода. На основании прибыли может быть дана оценка экономической эффективности проведения хозяйственных мероприятий в организациях различных отраслей народного хозяйства. А использование показателя прибыли в качестве оценочного позволяет установить прямую зависимость между размером полученного эффекта и стимулированием.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи

Разработка мероприятий по увеличению прибыли организации (на примере ООО Август)
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления организаций туристской отрасли. Необходимо более быстрое реагирование на изменение рыночных условий с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования произ ...