Одной из первоочередных задач предприятия торговли является предоставление покупателю высококачественного товара. Вся деятельность предприятия должна быть нацелена на удовлетворение потребительского спроса и его прогнозирование. Потребительская ценность товара тем выше, чем он лучше отвечает по своим показателям требованиям покупателей и имеет характеристики, соответствующие спросу. Оптимизации продаж способствует рациональная структура ассортимента, построенная на основе потребностей и спроса населения.
Задачи поставки продукции отвечают требованиям конкретного адресного покупателя, что позволяет направлять всю деятельность предпринимателя по обеспечению салона часов товаром, удовлетворяющим требования к продукции предприятия. Для удержания своей ниши на рынке, салон часов «Яна» преследует цель сохранить свои позиции за счет сохранения конкурентоспособности предлагаемого покупателю товара, для чего принимает решение о трех основных «товарных» переменных: товарном ассортименте, комплексе услуг и атмосфере салона часов.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура реализации продукции. Товар, предлагаемый салоном часов, практически не подвержен ни сезонности, ни временному соответствию моде, поэтому формирование ассортимента товаров происходит в соответствии с учетом спроса покупателей и предложением новых моделей признанных брэндов.
Несмотря на то, что покупка часов для населения не является регулируемой и планируемой по времени, что частично потребность в этих товарах вытеснена с рынка аппаратами мобильной связи, оказывающими в качестве дополнительных услуг и информацию о времени, следует указать, что своевременное пополнение ассортимента продукции с учетом спроса покупателей является одним важнейших индикаторов деловой активности салона часов «Яна» и конкурентоспособности его продукции.
В соответствии с запросами покупателей в ассортименте товаров салона часов «Яна» значительно преобладают позиции моделей часов с дополнительными устройствами (автоподзаводом, сигнальным устройством, календарем, светящимся циферблатом и др.), миниатюрных и карманных часов, с художественным оформлением и отделкой корпусов, циферблатов и стрелок, часов в комплекте с браслетами и др.
В табл. 12 приведена структура реализуемой продукции, скорректированная на запросы потенциального потребителя, выраженная в стоимостной оценке.
Таблица 12
Структура ассортимента товаров салона часов «Яна» (тыс. руб./%)
Категория часов в зависимости от стоимости |
2005г. тыс. руб. |
Удельный вес, % |
2006г. тыс. руб. |
Удельный вес, % |
1 категория часов стоимость свыше 50.000 руб. |
2016,5 |
12,87 |
2056,75 |
12,67 |
2 категория часов стоимость от 10000 до 49999 руб. |
3900,3 |
24,90 |
3897,5 |
24,02 |
3 категория часов стоимость от 3000 до 10000 руб. |
3765,8 |
24,04 |
4056,12 |
24,99 |
4 категория часов стоимость до 3000 руб. |
3664,4 |
23,39 |
4033,63 |
24,86 |
Крупногабаритные часы |
2319,0 |
14,80 |
2183,0 |
13,46 |
Всего |
15666 |
100,0 |
16227 |
100,0 |