[an error occurred while processing the directive]

История возникновения предпринимательства

Та сторона предпринимательства, которая связана с удовлетворением потребностей людей, с инициативной деятельностью по обеспечению их пищей, одеждой, жильем и другими необходимыми предметами, существовала задолго до появления капиталистического рынка и частной собственности.

Уже в первобытном обществе, при коллективной собственности на средства производства, предприимчивые члены общины получали в свое личное пользование всевозможные орудия труда и с их помощью добивались более высокой эффективности тогдашнего хозяйства, а значит - и более полного удовлетворения своих потребностей. Уже тогда ценились такие предпринимательские черты, как инициативность, ответственность, способность к риску.

Еще большее развитие такая деятельность получила в рабовладельческую эпоху, когда произошло отделение ремесла от земледелия.

Ремесленничество означало создание производства, специально предназначенного для обменно-товарного производства.

Появление у производителей товаров на продажу способствовало становлению частной собственности, денежного обращения, ростовщического капитала. Предпринимательская деятельность постепенно начинает обретать современные черты. Деятельность, удовлетворяющая потребности населения в товарах и услугах, способствует и получению прибыли.

Дальнейшее развитие предпринимательства проходило в условиях феодализма, когда основным производителем товаров становится уже не бесправный раб, а полусвободный крестьянин и ремесленник, работающий на земле, принадлежащей феодалу. Большое развитие получают торговля, ремесленничество, ориентированное на рынок.

Появляется так называемая мануфактура - предприятие, использующее рабочих на основе разделения ручного труда. Однако и здесь сохраняется препятствие для развития частной собственности и связанного с ним предпринимательства - отсутствие экономической свободы, прав производителя товара на произведенную им продукцию. Крестьянин, работающий от зари до зари на земле феодала, рабочий, гнущий спину на мануфактуру, не заинтересованы в результате своего труда: сколько бы они ни наработали, все приходится отдавать хозяину.

Подлинная предпринимательская деятельность в полном объеме, то, что мы сегодня называем бизнесом, связана с капитализмом.

Капитализм отличается от предшествующих экономических формаций прежде всего тем, что производители основных материальных благ - рабочий, крестьянин - становятся юридически свободными и могут продавать свой труд, ориентируясь исключительно на свои интересы, без принуждения. Собственником произведенных товаров и услуг при этом становится тот, кому принадлежат средства производства для их изготовления, составляющие капиталистическую частную собственность - капитал. Под капиталом здесь понимаются материальные и духовные ценности - имущество и иная собственность (включая интеллектуальную), используемые для производства новых ценностей.

Именно наличие капитала дает право его собственнику - предпринимателю владеть, распоряжаться и пользоваться произведенным товаром или услугой и получать при этом прибыль.

Возникает капиталистический рынок - совокупность социально экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Основой рыночных отношений становится экономическая свобода, т. е. для предпринимателя - выбор: что, кому, где и по какой цене производить и продавать, а для потребителя - что, где, у кого и по какой цене покупать.

Мощный толчок развитию предпринимательства дала промышленная революция XVIII в., знаменовавшая переход к крупным предприятиям. Вместо ремесленника, мастера-виртуоза центральной фигурой стал наемный рабочий, часто не имеющий достаточной квалификации.

Нарастающее акционирование капитала, ведущее отсчет со времен Ост-Индской Компании, а затем появление в середине XIX столетия обществ с ограниченной ответственностью подготавливают почву для перелома, который происходит в ведущих западных странах (где-то раньше, где-то позже) в первой трети XX века. Семейные фирмы все более уступают место корпорациям, собственность которых распылена среди тысяч и сотен тысяч вкладчиков. Начиная с 30-40-х годов эта собственность все более обезличивается и концентрируется в руках разного рода юридических лиц. Наблюдается уменьшение числа и доли независимых собственников. Пропасть между крупным и мелким бизнесом неумолимо расширяется.

Другие статьи

Бизнес-план турфирмы Golden Asia Travel
С каждым годом количество туристов в нашей стране неуклонно растёт, туристический рынок предлагает огромное количество разнообразных туров и маршрутов, способных удовлетворить потребности и самых взыскательных путешественников, и людей, предпочитающих экономичные в ...