Государственная поддержка малого предпринимательства

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Другими словами, государство помогает малому предпринимательству, потому что это необходимо и государству, и народу.

Поэтому приоритетами государственной политики в области малого предпринимательства в РФ является:

· стабильные условия малого предпринимательства;

· специальные программы поддержки инновационных направлений;

· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· осуществление областными органами власти правовой защиты субъектов предпринимательства от незаконных действий должностных лиц;

· совершенствование налоговой политики;

· установление упрощенного порядка предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МП.

В качестве текущих проектов поддержки государством малого предпринимательства можно привести: бюджетные гарантии Российского банка развития (рефинансирование региональных банков, реализующих программы кредитования субъектов малого предпринимательства); субсидирование процентной ставки (экспортёрам; микрофинансовым организациям; региональные программы); фонды поддержки субъектов малого предпринимательства - прямое кредитование, а также региональные венчурные фонды.

Реализация комплекса мероприятий по поддержке малого предпринимательства начата Министерством экономического развития и торговли РФ в 2005 г., для чего в федеральном бюджете было предусмотрено 1,5 млрд. руб.

Поддержка осуществлялась по четырём направлениям:

· создание инфраструктурной сети;

· поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса;

· развитие микрофинансирования малого бизнеса;

· поддержка малого бизнеса в научно-технической сфере.

В их числе поддержка проектов в 21 субъекте Федерации по развитию кредитования (субсидирование процентной ставки), поддержка экспорта - в 14 субъектах Федерации, создание венчурных фондов - 7 субъектах, создание сети центров поддержки и развития инициативных проектов регионов и т.д.

Создание инфраструктурной сети предполагает выделение средств на строительство зданий, где смогут размещаться фирмы, прошедшие конкурсный отбор. Вначале таким фирмам, особенно инновационного типа, для дальнейшего развития необходимы льготные условия, поскольку затраты на аренду помещения и коммунальные платежи являются тяжким бременем для стартующих компаний. Иногда не хватает денег на офисную технику, оплату Интернета и т.д. Консультантам по организации производства тоже надо платить. Инфраструктурная сеть позволяет частично решить этот комплекс проблем для предприятия и создаёт благоприятные условия для стартового развития.

В программе поддержки экспортно-ориентированного малого уклада целесообразно выделение финансирования тем компаниям, которые могут и хотят производить экспортно-ориентированную продукцию. В рамках этой программы важна поддержка по следующим направлениям:

· Во-первых, финансовая помощь в сертификации продукции по международным нормам, так как часто это является обязательным требованием при экспорте.

· Во-вторых, компенсация затрат (до двух третей) на участие в выставках предпринимателей за рубежом.

· В-третьих, субсидирование (до половины) процентной ставки по кредитам внешнеэкономических сделок.

Кроме того, в 2005 году инициировано создание Российского национального комитета микрофинансирования. Поддержка микрофинансирования предусматривает субсидирование стоимости привлечения кредитных ресурсов российскими микрофинансовыми организациями. Такие организации могут снизить ставки по выдаваемым ими микрозаймам. Так около 6,5 тысячи микрокредитов для предприятий малого бизнеса планируется выдать в 2009 году в Москве за счет дополнительных средств городского бюджета. Максимальный размер микрокредита составляет до 350 тысяч рублей без залогов.

В рамках мероприятий по поддержке малого уклада целесообразны венчурные фонды, которые будут заниматься прямым инвестированием в малые инновационные предприятия на ранней стадии их развития. Отношения государства и фирм в сфере венчурного инвестирования должны быть основаны на партнёрстве. В случае возникновения такого партнёрства, конечно, необходимо чётко определить риски обеих сторон. Средства федерального бюджета должны выступать в роли катализатора развития фонда. Государство выделяет до 50% фонда, остальные средства поступят от частных инвесторов.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Пути совершенствования финансового планирования на предприятии
Предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие ведь привыкли исходить из того, что план есть антитеза рынку, а ...